Разработка "прибыльной" ассортиментной матрицы

Что же это такое - "идеальная ассортиментная матрица"?

  • минимальная вероятность отказов покупателям

  • сбалансированность по всем товарным группам

  • учет сезонных колебаний спроса

  • сбалансированность ассортимента с акциями производителей

  • минимизация количества аналогов без увеличения числа отказов

  • постоянный ввод новинок

  • учет ассортимента конкурентов

  • мониторинг продаж и корректировка

На практике учесть все эти аспекты достаточно сложно. В большинстве аптек все происходит примерно так

  • ассортимент формирует заведующая по "опыту своей предыдущей работы"

  • новинки вводятся "по рекомендациям" дистрибьюторов или производителей

  • отказы покупателям фиксируются неаккуратно

  • мониторинг конкурентов проводится "от случая к случаю"

  • при заключении маркетингового договора с производителем корректировка ассортиментной матрицы не производится

К чему приводит такой "творческий" подход?

  • излишки товарных запасов аптеки доходят в суммарном выражении до 30% от общей суммы запасов

  • дефектура по группам А и В достигает 10-15% при "нормативе" 5%

  • наценка падает ниже среднеотраслевой

  • оборачиваемость товарных запасов падает до 60-70 дней при "среднем нормативе" 20-30 дней

  • при наличии товарных запасов на большую сумму торговать нечем

Как должен выглядеть "системный" подход к формированию матрицы?

  • анализ конкурентной среды

    • определение основных конкурентов

    • анализ ассортимента конкурентов

    • анализ проходимости аптек конкурентов

  • определение оптимального типа аптеки по

    • местоположению

    • проходимости

    • конкурентному окружению

  • определение оптимального набора товарных категорий и подкатегорий с учетом

    • оптимального типа аптеки

    • позиционированию по отношению к конкурентам

  • определение ширины и глубины каждой товарной категории и подкатегории с учетом

    • роли категории

    • доли в общей сумме товарных запасов

    • оборачиваемости

    • средней наценки

  • формирование ассортимента каждой подкатегории на основе

    • обязательного ассортимента

    • статистики продаж

    • валовой доходности

    • "маркерных" позиции

    • маркетинговых программ

  • периодический пересмотр ассортиментной матрицы на основе

    • анализа продаж в разрезе каждой подкатегории

    • идентификации и вывода неликвидов

    • ввода новинок и учета региональных рейтингов продаж

    • учета сезонности по региональной статистике, прогнозу погоды, информации от контролирующих органов

Почему аптеке трудно самостоятельно реализовать "системный" подход?

  • отсутствие номенклатурного справочника с классификацией на товарные категории и подкатегории как основы формирования ассортимента

  • отсутствие ресурсов для полноценного мониторинга конкурентов

  • отсутствие доступной информации о новинках, их продажах и другой маркетинговой информации

  • отсутствие методологии или недостаточная квалификация персонала для работы с ассортиментом

  • отсутствие удобных инструментов для анализа ассортимента, формирования матриц и их корректировки в учетной программе