Мониторинг конкурентной среды

Услуга по мониторингу конкурентной среды состоит из трех основных этапов:

  • Выявление реальных конкурентов и их всестороннее исследование по выделенным параметрам

  • Анализ  аптеки-заказчика по аналогичным показателям и составление сводной таблиц

  • Разработка стратегии позиционирования на рынке  аптеки-заказчика исходя из выявленных преимуществ и слабых сторон

Мы формируем портрет конкурента  в разрезе 6-ти основных параметров:

  • Ассортимент

  • Ценовая политика

  • Дисконтная программа

  • Проходимость и посещаемость

  • Маркетинговые активности (акции)

  • Мерчандайзинг и стандарты обслуживания

Зачем нужна информация об аптеках-конкурентах?

  • В условиях жесткой конкуренции необходимо постоянно создавать уникальные торговые предложения для покупателей

  • Конкуренты отслеживают ваши уникальные торговые предложения и пытаются их либо повторить, либо нейтрализовать

  • Конкуренты создают свои уникальные торговые предложения, которые могут привести к снижению выручки, прибыли, числа покупателей в ваших аптеках

Каждая аптека хочет знать про конкурентов все, но:

  • Как часто Вы заходите в аптеки-конкуренты?

  • Каким образом Вы сравниваете ассортимент и цены?

  • Знаете ли Вы как работает дисконтная система у конкурента?

  • Отслеживаете ли Вы акции в аптеках-конкурентах?

  • Знаете ли Вы сколько покупателей у конкурентов?

Во многих аптеках «мониторинг конкурентов» выглядит следующим образом

  • Покупатели-знакомые рассказывают, что у конкурентов есть какая-то акция или цены ниже-выше

  • Иногда кто-нибудь из ваших сотрудников заходит к конкурентам и смотрит на цены и ассортимент, а потом рассказывает Вам свои впечатления

Достаточно ли этого для того, чтобы создавать и поддерживать уникальное торговое предложение? Конечно, нет!

Прежде чем определить, как и что необходимо отслеживать, необходимо понять из чего состоит Ваше уникальное торговое предложение (УТП), которое позволяет Вам создавать конкурентное преимущество

  • Ассортимент

  • Цены, акции

  • Система скидок и бонусов

  • Выкладка товара, внешний вид аптеки

  • Работа первостольников

Первым и важным шагом мониторинга является определение Ваших конкурентов и создание собственной стратегии в отношении всех элементов УТП: определение набора товарных категорий, их ширины и глубины, их ролей и т.д., что определяет выкладку товара, ценообразования и другие важные элементы

Задача мониторинга конкурентов: отслеживание и, при необходимости, настройка именно своих конкурентных преимуществ.  Например,

  • Анализ ассортимента конкурентов

    • по списку «ключевых» товаров

    • по списку товарных категорий

  • Анализ уровня цен конкурентов

    • по списку «ключевых» товаров

  • Анализ бонусно-дисконтных систем

    • типы дисконтных карт

    • способ выдачи

  • Анализ выкладки товаров

  • Анализ проходимости

  • Оценка качества работы первостольников

Основные источники информации о конкурентах и способы ее получения

  • справочные системы по наличию препаратов

  • статистические данные о продажах

  • сайты аптек

  • посещение аптек